Прочтение принципа автономии в условиях пандемии

21.12.2020

Резюме В статье рассматривается современное осмысление понятий «общее благо» и «автономия пациента» через призму ситуации ковида-19.

Современная ситуация пандемии является вызовом для ценностной системы европейской цивилизации, указывающим на уязвимые места биоэтических концепций. Одна из основных проблем, находящихся в центре дискуссий – дихотомия общего блага и принципа автономии пацента.

В самом начале распространения пандемии понимание автономии пациента было однозначным. С точки зрания современного медицинского права и биоэтики данная идея являлась приоритетной. Ее сопуствующими элементами были принцип гласности, равный доступ к информации, право пациента на принятие решения, режим хранения врачебной тайны (за исключением случаев, когда эта тайна может быть правомерно разглашена). Принцип соблюдения автономии пациента рассматривался как незыблимый и неотъемлемый.

В чрезвычайной ситуации карантина концепт автономии пациента столкнулся с одним из базовых понятий западноевропейской философии – понятием общего блага, по сути являющегося фундаментом современных обществ. Данная ситуация актуализировала следующий вопрос: что первично в современной медицине – автономия пациента либо безопасность окружающих людей.

Принцип автономии пациента тесно связан с либертарианскими идеями свободы индивидуума. Корни этой идеи восходят к императиву И. Канта, требующему рассматривать любого человека как цель и никогда в качестве средства.

У понятия общего блага в истории философии есть множество определений, но сводя их все к общему знаменателю, в итоге мы получаем коллективное благо на основе признания блага каждого. Достижение общего блага не является практической целью, оно существует в виде определенного идеала развития общества и построено может быть только в соответствии с принципом разумности. Если мы следуем по этому пути, то карантин и сопряженные с ним ограничения рассматриваются не как нарушение прав, но как забота о благе ближнего и, соотвественно, элемент общего блага.

Прекрасной иллюстрацией к изложеному может быть так называемая «дилемма заключенного», широко известная в теории игр. Ради максимизации собственного выйгрыша человек иногда приходит к решению, которое в итоге оказывается менее выйгрышным, чем в ситации сотрудничества.

Актуальным является и обращение к понятию социальной отвественности. Это сложная философско-правовая и психологическая категория, характеризующаяся понятиями долга, социальной роли и статуса. В современности наблюдается проявление ситуативной социальной ответственности, выражающейся в необходимости соблюдать меры безопасности.

Долгое время идея автономии пациента успешно сосуществовала с идеей общего блага; мостом, позволяющим, объединить эти два понятия, было самоограничение, характерное также для концепции Канта.

На современном же этапе мы видим, что ориентация на автономию пациента и одновременные отсылки к общему благу, связанные с необходимостью введения карантина, приводят к формированию нового направления рефлексии – так называемой «этики карантина». На первый план выходят два основополагающих вопроса: является ли ограничение автономии пациента этически оправданным и насколько оно действенно. По-видимому, данные проблемы должны в будущем стать предметом общественных дискуссий. Также западноевропейские авторы подчеркивают необходимость разделения в обсуждении понятий «изоляции» и «карантина».

На данный момент биоэтики разделились на два противоположных друг другу лагеря. Первый утверждает, что, помимо принципа автономии пациента, существуют и другие принципы моральной философии, игнорировать которые невозможно. Например, сюда можно отнести один из первых постулатов не только современной биоэтики, но и медицины вообще: «Не причиняй вред». По мнению данной группы, этот принцип гораздо выше, нежели принцип автономии пациента.

Существуют также уже достаточно развернутые концепции, оправдывающие нивелирование принципа автономии пациента. Сюда можно отнести взгляды канадского врача и исследователя – Росса Апшура, допускающего возможность ограничения прнципа автономии пациента при соблюдении следующих условий: 1) очевидность вреда – т.е. неблагоприятные последствия при отсутствии соблюдения мер изоляции и карантина должны быть реально осязаемыми, 2) баланс соразмерности (ограничительные средства должны быть настолько минимальными, насколько это возможно); 3) взаимность – если общество требует ограничений, оно должно поддержать тех, кто из-за ограничений оказывается в уязвимом положении; 4) прозрачность – органы общественного здравоохранения обязаны четко аргументировать целесообразность и разрешить процедуру аппеляции (Ross Upshur, The ethics of quarantine).

Обращает внимание, что позиция Апшура начала формироваться гораздо раньше 2020 г. На нее повлияли предыдушие пандемии, а также случаи биотерроризма.

Противоположная сторона представлена учеными, утверждающими что принцип автономии является первичным и основополагающим. Сюда, например, можно отнести Самуэля Рэйс-Дэйвиса – специалиста в области нормативной этики и моральной философии. Своеобразным маркером является тот факт, что именно этот автор в своих работах обосновывает необходимость введения карантина принципом автономии пациента, что само по себе является достаточно интересным примером, учитывая, что большинство поддерживающих принцип автономии выступают против ограничительных мер. (Samuel Reis-Dennis, Understanding Autonomy: An Urgent Intervention).

Таким образом, в современности в проблемном поле биоэтики отсуствует единая, четко выраженная позиция по поводу правомерности и этичности режима карантина. Основополагающими концептами, вокруг которых разворчивается дискуссия, являются автономия и общее благо. Одновременно, необходимо понимать, что чем более патерналистической по своей сути является система здравоохранения, тем меньше будут затрагиваться перечисленные выше понятия, равно как и любой концепт из области прав человека. Следовательно, помимо общих принципов биоэтики необходимо принимать во внимание специфику национального здравоохранения государства.

 

Автор - Анна Климович



Предыдушая новостьСледующая новость