23.05.2019

Дала вчера комментарий для RTVI : Традиционные методы обращения с телом умершего – захоронение в земле, кремация с хранением праха или его развеиванием сегодня активно критикуются. В случае погребения в землю обращают внимание на загрязнение почвы и подземных вод, а также постоянно растущие площади кладбищ. Кремация признается вредной для окружающей среды, поскольку сопровождается выбросами углекислого газа и твердых частиц в атмосферу. Эксперты говорят о растущей стоимости традиционного погребения.

Альтернативных нетрадиционных методов придумано достаточно много: «Компостирование", о котором речь в публикации, станет второй разрешенной на территории США нетрадиционной технологией захоронения. Первая – ресомация, которая легализова в 19-ти штатах США , она предполагает химическое растворение тел усопших. Компания Resomation LTD готова обработать тело специальным щелочным раствором, который разъедает человеческие ткани, оставляя лишь несколько миллилитров жидкости и кусочки костей.

Захоронение в биоурне считают экологичным способом обращения с телом умершего (после кремации прах помещается в урну из биоразлагаемых материалов (целлюлоза, кокос и прессованный торф) вместе с семянами, Со временем вырастет выбранный человеком при жизни вид дерева или родственники умершего сделают выбор сами.

Смешать прах с порохом и устроить салют по индивидуальному сценарию или отправить останки в космос британская компания Heavens Above Fireworks предлагает за 695 долларов ( это за выход в открытый космос, а за 10 тысяч ваши останки смогут облететь Луну).

Трансгуманистический вариант крионики известен, наверное, всем. Компании Alcor, Cryonics Institute и «КриоРус» предлагают услуги заморозки людей после их смерти, при сверхнизких температурах химические и биологические процессы практически останавливаются. Пока способов разморозки с сохранением неповрежденными клеток не существует. Надежды возлагаются на технологии, которые позволят в будущем как вылечивать неизлечимые сейчас болезни, так и бороться с осложнениями при разморозке.

После смерти можно стать бриллиантом или карандашом. В компании LifeGem готовы 250 грамм праха нагреть до формирования графита, массу которого помещают в пресс под давление 200 тысяч килограммов на квадратный сантиметр... и вуаля - у вас в руках каноническая форма бриллианта. Эксперты говорят, что камень ничем не отличается от природных: ни прозрачностью, ни плотностью.

Или варианта siense Art: современный художник Надин Джарвис предлагает сделать из углерода, который остается в останках, набор карандашей. «По ее словам, из одного человека среднего роста получится примерно 240 карандашей, на каждом из которых будет нанесено имя и годы жизни покойного. По мере того, как карандаши будут стачиваться, коробка наполнится карандашной стружкой, которую затем можно снова превратить в прах».

Считаю некорректным при обсуждении традиционных и нетрадиционных способов погребения обсуждать стоимость процедур – тело человека и отношение к нему имеет особый статус, и хотя похороны имеют цену, отношение к телу человека и при жизни и после смерти не должно иметь ценового эквивалента.

Для биоэтики ключевая ориентация – уважение достоинства человека, поддержание права человека на автономное принятие решений в отношении своей телесности, в том числе относительно действий с телом после смерти. Во всех мировых культурах предписывается уважительное отношение к телу после смерти.

Подобные технологии не должны быть навязаны обществом человеку как безальтернативные. С позиции биоэтики, человек имеет право сам при жизни распорядиться относительно способы похорон в соответствии со своими взглядами (хочет единения с природой, через ритуал хочет подчеркнуть цикличность бытия - выбор в пользу компостирования или биоурны; хочет быть захороненным в земле по православному обряду это надо сделать и так далее). То есть человек должен принимать решение абсолютно добровольно, без принуждения, причем под последнее вполне попадают аргументы о необходимости соблюдать экологию или об уменьшении стоимости процедуры.

Отношение к нетрадиционным технология, как представляется, должно строиться на базе информированности – о сути процедуры, о допустимых законом и моралью альтернативах. Причем еще раз подчеркну – субъектом принятия решения может быть только сам человек!!! Не родственники. Но сегодня распространена гедонистическая культура, которая табуирует разговоры о смерти, прижизненные распоряжения не стали нормой.

Технология компостирования, помимо, этических конфликтов между людьми, принимающими такую технологию как допустимую, и теми, кто считает ее кощунственной, порождает и правовые проблемы. Обычно в законе страны для уважения тела человека после смерти указывается что может быть сделано с телом. Так в США - тело покойника может быть только захоронено, кремировано или передано медицинским учреждениям. Новый потребует изменения законов.

Но главное такие решения – свидетельство кардинальной трансформации культуры, когда прагматические соображения (экономим места на кладбищах, энергию, и прочее), заменяют ценностные суждения. Вроде и обосновано - возврат к органике после конца жизни, но ведь мы не воспринимаем человека лишь как тело.

Автор — Елена Брызгалина



Предыдушая новостьСледующая новость