Этический компас для комитетов по этике

22.03.2021

19  марта  состоялся международный вебинар «Роль этических комитетов, занимающихся   вопросами исследовательской этики  в реагировании на чрезвычайные  ситуации в здравоохранении: международный опыт»., в котором приняли участие представители этических комитетов постсоветских стран и пригашенные эксперты.

Вебинар состоялся в рамках международного проекта, проводимого под эгидой ВОЗ и  посвященного изучению готовности этических комитетов, занимающихся вопросами исследовательской этики (далее - ЭК), стран постсоветского пространства к работе в условиях чрезвычайных ситуаций в здравоохранении (на примере ситуации с Covid-19). Организован вебинар руководителем исследовательского проекта  профессором Бахыт Сарымсаковой, председателем Форума этических комитетов Казахстана. Участникам были презентованы интереснейшие  доклады международных экспертов:

  1. Кэтрин Райт (Наффилдский Совет по биоэтике, Лондон) – о научных  исследованиях в чрезвычайных ситуациях и  работе наффилдского Совета по биоэтике (Справочно: наффилдский (нуффилдский) Совет по биоэтике - одна  из наиболее авторитетных в мире организаций, занимающаяся вопросами биоэтики,  консультативный этический орган, который изучает биоэтические проблемы, возникающие в результате новых достижений в биологии и медицине,  разрабатывает соответствующие этические рекомендации и обеспечивает их максимальное распространение в сфере биомедицины). Кэтрин подняла важнейшие вопросы реагирования исследователей (и, соответственно этических комитетов) на чрезвычайные ситуации в здравоохранении,  вопрос наличия  «макро» и «микро» «срезов» в применении этических принципов, императивов при рассмотрении исследований в сложных чрезвычайных ситуациях. Предложена была модель этического компаса для «ориентировки» в сложных и противоречивых ситуациях исследовательской этики (рисунок).  Остановилась Кэтрин подробно на вопросах информированного согласия участников исследований, подчеркивая значимость собственно информирования участников, а не формальности данной процедуры ( информированное согласие – это не просто подпись, а собственно осознанное Согласие). Вопросы информированного согласия отнюдь не являются новыми для исследователей, однако, работа в ЭК с документами, представленными руководителями/исполнителями исследовательских проектов,  обращает внимание на формальный подход к подготовке (процессу подписания) информированного согласия со стороны многих исследователей. Чаще всего исследователи «не считают нужным» объяснить для участников исследований/испытаний цель  проводимого исследования, не останавливаются на возможных рисках, весьма «вольно» подходят к вопросу о заборе биологического материала, который является собственностью граждан, включенных в исследование  (далеко не всегда включая пункт о заборе биологического материала и, конкретно, какого и в каком количестве,  в информированное согласие, разрешение на его последующее хранение и использование и т.д.) Отдельного подробного разбора заслуживает вопрос о значимости этических ценностей и принципов, которые обостряются в период чрезвычайных ситуаций, когда участники исследования в бОльшей степени подвергаются рискам (в силу не изученности и срочности вопроса), в том числе взаимодействуя с исследователем в организации здравоохранения подвергаются повышенному риску заражения (например, участвуя в исследованиях в период пандемии), о продуманности соотношения риска и общественного блага (пользы) и т.д.  Кэтрин Райт подняла также важнейшие вопросы роли каждой из заинтересованных сторон в проведении исследований – не только собственно исследовательской команды и участников исследований (испытаний), но и журналистов,  политиков,  научного сообщества.
  2. Проф.Джунтра Лаотаворн (Таиланд), координатор SIDCER,  в докладе об обучающих программах для членов этических комитетов подробно рассказала о различных краткосрочных и долгосрочных обучающих программах для членов ЭК, которые необходимы для повышения уровня знаний и квалификации членов ЭК, а также для обмена опытом. Данный вопрос чрезвычайно актуален для Беларуси. В ответах на вопросы об обучении  в рамках проведенного международного опроса членов ЭК, абсолютное большинство отметили нехватку мероприятий по обмену опытом, дискуссий, обучающих вебинаров и семинаров. Несмотря на то, что курсы по этике исследований   для членов ЭК существуют в БедМАПО на кафедре ОЗиЗ уже несколько лет, парадоксальность ситуации состоит в том, что менее всего они востребованы именно у членов ЭК….Профессор Джутнра акцентировала также вопросы организации безопасности самого исследователя, взаимоотношения со спонсорами, технические и организационные проблемы работы ЭК в чрезвычайных ситуациях.
  3. Проф. Кристина Торрес (Филлипины) , координатор FERCUP (форум этических комитетов Азии и западного тихоокеанского региона) рассматривала вопросы работы этических комитетов  с исследованиями  Covid-вакцин, акцентируя тему рисков, возникающих в такого рода исследованиях, критериях включения (исключения) в исследования участников испытаний, о роли информированности и разъяснительной работы с гражданами перед включением их в процесс испытаний и  т.д. Важный вопрос, вынесенный Кристиной  для обсуждения,– репутация ЭК, значимость его решений и рекомендаций не только для исследователя, но и  для исследовательской среды в целом.

Безусловно, поднятые вопросы и последующее их обсуждение участниками вебинара еще требует осмысления и, возможно, проведения дискуссионно-обучающих мероприятий для членов ЭК – как для ЭК в Беларуси, так и для обмена опытом ЭК на постсоветском пространстве. Думается, что участие  в исследовательском проекте по ЭК, участие в обозначенном  прошедшем вебинаре - это маленькие шаги для развития исследовательской этики в нашей стране, улучшения работы как ЭК, так и собственно исследователей в сфере биомедицины. Надеемся, что подготовленные в рамках проекта рекомендации по организации деятельности ЭК в чрезвычайных ситуациях и их распространение станут серьёзным подспорьем для деятельности комитетов по вопросам исследовательской этики.